официальный сайт
Дети обожают играть! Ролевые игры — отличный способ вовлечь учеников в процесс обучения. Они создают условия для стимулирования речи: моделируется ситуация, появляется внутренняя потребность высказаться. В естественной речи человек высказывается только в том случае, когда у него есть мотив: он находится в каких-то обстоятельствах, испытывает эмоции.
Но в учебных ситуациях мотив сам по себе не возникает. Например, учитель на английском говорит ученику:
— Скажи, как зовут твоего брата?
— У меня нет брата, — отвечает ученик.
— Тогда придумай любое имя.
Это искусственный диалог. Но его можно было бы построить по-другому. Учитель:
— Мне интересно познакомиться с твоими родными. У тебя есть брат?
— У меня нет брата, но есть сестра.
— Как зовут твою сестру?
Главная задача учителя — создать условия для активной речевой деятельности учащегося.
Ролевые игры создают ситуации, в которых возникает потребность говорить. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, фантастическими, сказочными.
Ролевые игры личностно ориентированы. Если сказать детям: “Составьте список продуктов” — это будет безлико и скучно. Но если учитель говорит: “Представьте, вы решили закатить вечеринку. И вам срочно надо купить самые необходимые продукты”. Ребенок сам придумывает список, ведь это его гости и его вечеринка.
В предыдущей статье я уже рассказывала об игре Супермаркет. Смысл игры в том, что детям нужно составить список и купить продукты.
Описанный в статье вариант игры подходит для дошкольников и младших школьников. Когда дети маленькие, они готовы проигрывать одно и то же действие много раз: писать список, приходить в магазин, покупать, составлять новый список, снова покупать.
Но для подростков проигрывание одного и того же диалога по очереди кажется слишком простым и скучным.
Подростки считают себя взрослыми. Все эти игры — они для малышей. На уроке литературы они уже обсуждают серьезные темы, читают “Войну и мир”, а мы предлагаем им элементарные темы.
Когда я училась в школе, английский начинался с 5 класса. Мы изучали цвета, формы, животных — те понятия, который в русском языке нам были давно известны.
Перед учителями второго языка стоит непростая задача — сделать нескучными элементарные темы.
Почему дети тянутся к компьютерным играм? В них есть правила, уровни сложности, нужно рассуждать, “прокачивать” свои навыки.
Для того, чтобы заинтересовать тинейджеров, нужно усложнить правила ролевой игры, добавить внешние трудности и фактор случайности.
Все элементы для игры в Супермаркете остаются прежними. Это одно из главных преимуществ шаблона — он подходит для детей разного возраста и уровня.
Мы оставляем макет Супермаркета, но добавляем одну механику настольно-ролевых игр.
Что это за механика?
Для этого нам понадобится кубик.
Мой кубик имеет 12 сторон (есть кубики и с большим числом граней).
Такие кубики используются в настольно-ролевых играх.
Если у вас такого кубика нет, можно использовать два стандартных кубика с 6 сторонами.
Ход игры
Начало такое же, как и в игре с младшими школьниками. Мы обозначаем цель, ученики составляют список покупок (для вечеринки, дня рождения, Нового года или любого другого мероприятия) и идут за продуктами.
Далее начинается диалог продавца и покупателя.
Покупатель задает вопрос:
— Do you have some apple juice?
И вот здесь в игру вступает кубик.
Покупатель кидает кубик, и если число выпало больше 6, то продавец отвечает:
— Yes. It is in drinks and snacks section.
Отлично, ставим галочку в списке покупок.
Ход переходит к другому игроку-покупателю.
— Do you have some bananas?
Подбрасывает кубик: число меньше 6. Увы, товара нет в наличии:
— Sorry, it is out of the stock.
Покупатель не купил, ход снова переходит сопернику.
— Do you have some milk (cheese, yogurt, oranges, ketchup, cabbage)?
Вновь кубик решает, окажется ли продукт в корзине.
Таким образом, задача усложняется. Теперь детям нужно не просто купить все необходимые продукты, а сделать это быстрее соперника. Добавляется элемент соревновательности. За счет этого дети с головой погружаются в игру.
Ролевые игры помогают учителю реализовать главную задачу — создать внутреннюю мотивацию и вовлечь учащихся в активную речевую деятельность.
Трудитесь с удовольствием, творите с радостью, обучайте с любовью!
? Ваша Анастасия.
Copyright © anastasiarykova.com